Пример эффективности саморегулирования рынка
Оптимальный показатель количества такси для «Большого Яблока» — порядка 13 тыс. автомобилей. Для такого мегаполиса, как Нью-Йорк, это число кэбов определил механизм саморегуляции рынка автоуслуг.
Опытные путешественники способны охарактеризовать страну пребывания уже по тому, как работает сервис услуг такси у вокзалов. Упорядоченность размещения и подъезда машин к входу в вокзал, доступность и скорость заказа услуги — среди факторов, сразу же дающих представление о стране или городе. Ещё более внимательны к сервису такси бизнесмены, по роду деятельности профессионально подходящие к рассмотрению инвестиционного поля региона.
Как сделать так, чтобы сервис такси стал таким, к какому привыкли деловые люди и туристы во всем цивилизованном мире? Можно пойти путем создания современных таксопарков с новыми авто. Негатив в данном случае может принести личная заинтересованность чиновников, величина налогов и т. д. Не факт, что от такого шага экономическая выгода будет существенной.
Лицензирование — действенный инструмент
Наиболее эффективным решением представляется перевод системы управления рынком такси на рельсы самоуправления. Оно предусматривает четкие правила, касающиеся:
- требований к персоналу такси (класс водителя, медицинские ограничения и т. д.),
- правил перевозки пассажиров,
- требований к техническому состоянию транспортного средства,
- правил тарификации поездок и т. п.
Лицензия может быть пожизненной. Система налогообложения — предмет для обсуждения. Мера наказания — лишение лицензии. Таксистов-нелегалов необходимо наказывать ещё строже.
Стоимость лицензии и спрос на такси со стороны пассажиров — эффективный регулятор количества автомобилей службы и качества предоставления сервиса.